Административная реформа и экономическая свобода.

Реформа Совета Федераций, создание федеральных округов, предложения о внесении изменений в Конституцию - все это в очередной раз вызвало к жизни поутихшую было дискуссию о балансе властей, перераспределении полномочий между парламентом и президентом. Участники вновь достают на свет свои аргументы образца осени 98-го (правительственного кризиса в преддверии назначения Примакова) или лета-осени 99-го (времени предвыборной кампании и референдумов "ЗА!"). Я, не буду оригинален, и воспользуюсь фрагментами своей старой статьи "Пару слов в защиту Конституции" ("Хук Справа", ноябрь 99-го).

Многие либеральные экономисты в настоящее время обеспокоены усилением полномочий президента. Как административная реформа может повлиять на экономику? Существует ли зависимость между объемом полномочий президента и степенью государственного вмешательства в экономику?

Presidents come cheap in the long run

Экономисты Торстен Перссон из Стокгольмского Университета и Гвидо Табеллини из Университета Боккони в Милане провели исследование по заказу Центра Изучения Экономической Политики [1]. Вывод можно сформулировать так: уровень public spending в странах с сильной президентской властью примерно на треть ниже, чем в странах с парламентской формой правления. То есть - на треть ниже налоговое бремя на частный бизнес, который оказывается заинтересован в сильной президентской власти. Например: расходы правительства в США составляют 24% ВВП, а в Великобритании - 38%. Именно поэтому Англия всегда была более социалистической, чем США. В исследовании используются данные по 64 странам. В среднем в странах с парламентской системой расходы государства как доля ВВП на десять процентных пунктов превышают расходы в странах с президентской системой. И эти 10% ВВП весьма существенны - в среднем в странах из выборки общий уровень государственных расходов составляет 29%.

Индивидуализм vs коллективизм

В чем же причины? В упомянутом исследовании говорится о том, что президентская форма правления просто является более экономически эффективной, чем парламентская. То есть сильный президент более конкурентоспособен на рынке, чем сильный парламент. Для бизнеса выходит существенная экономия. Возможно, более высокая эффективность государственного управления (соотношение "уплаченные налоги/public goods") связана с тем, что президент избирается всенародно, его деятельность оценивается всеми избирателями, и он вынужден ограничивать свою расточительность, осознавая последствия и не рискуя повышать налоговое бремя и раздувать инфляцию. В парламентских системах ответственность каждого отдельного депутата более размыта, что дает политикам больше простора для популизма.

Мы можем наблюдать это каждый год при принятии бюджета, когда отраслевые и региональные лоббисты наполняют этот тысячестраничный том бесчисленными поправками. При принятии бюджета большинством голосов неэффективные бюджетные проекты вполне могут получать одобрение, так как возможен логроллинг между членами различных лоббистских группировок с целью получения большинства по отдельным бюджетным статьям. Набор поправок к бюджету и отдельных законопроектов о финансировании целевых программ, полученный в результате такой процедуры широко известен под названием "бочонка с салом" [2]

А в наших условиях лоббисты из верхней палаты еще и одновременно занимаются расходованием бюджетных средств. Способствует ли это повышению эффективности государственных расходов и снижению налогового бремени?

Президент - двигатель реформы

Некоторые аналитики обеспокоены, что в результате проведения административной реформы президент останется со своими огромными полномочиями практически один на один, т.к. в нижней палате парламента де-факто сложилось проправительственное большинство. Но это является и необходимым условием проведения экономических реформ. Пока президент является важнейшей инстанцией в законодательном процессе, имеет право вето и для принятия нужных для проведения реформ законов ему требуется простое парламентское большинство ad hoc, то для прохождения закона в слабом парламенте он может просто набрать необходимое большинство путем покупки самых "дешевых" голосов (принятия нужных отдельным депутатам поправок), что серьезно экономит деньги бюджета. И как пишет Владимир Мау: "наличие у правительства парламентского большинства создает политическую базу для осуществления экономических реформ, поскольку при необходимости включается машина голосования"[3] (что мы и наблюдаем, и меня удивляют ехидные комментарии по поводу дисциплинированных голосований "Единства").

Очень важен также тот факт, что даже казалось бы сильная президентская власть в США не может обеспечить действительно серьезных изменений в экономике, не имея большинства в парламенте: "При президентской системе в США реформы легче начать, чем продолжать; президент может получить ясный мандат народа на их проведение, однако Конгресс организован для противодействия и ослабления ее реализации"[4]

Так что только президент при поддержке сложившегося парламентского большинства сможет провести столь необходимые стране либеральные реформы. И судя по президентскому посланию, такое желание у Путина есть.

[1] Persson, Torsten & Tabellini, Guido. CERP, Discussion Paper #2051. NY., 1999

а также Persson T., Tabelliny G. (eds). Monetary and Fiscal Policy. Vol.2: Politics. Cambridge, Mass., 1994

[2] Джеймс Бьюкенен. Границы свободы. М., 1997. с.406

[3] В.В.Мау "Экономическая реформа. Сквозь призму Конституции и политики". М., 1999. с.96

[4] там же. с.97

Hosted by uCoz